О храме

Из глубины веков…
В глухих Брынских малонаселенных лесах долгое время, даже после Крещения на Руси, исповедовали язычество,  поклонялись идолам. Да и как они могли знать о христианстве? В такие непроходимые дебри, где не было не только дорог, но и тропинок, где бродили медведи и прочие дикие звери, не каждый миссионер мог рискнуть прийти со своими христианским проповедями.

В середине XVII века никоновская реформа привела к расколу в православии. Вот тогда в Брынских лесах появилось множество православных христиан старой веры, так называемые старообрядцы, которые не приняли никоновских реформ. Их стали называть раскольниками. Они подвергались гонениям не только со стороны церковнослужителей,  но и со стороны светской власти. В таких условиях им ничего не оставалось,  как скрываться в недоступных лесных массивах, среди болот — словом, там, где до них не могут добраться преследователи.

Тогда то в Брынских лесах и появились раскольнические скиты. В окрестностях Толстошеева появились скиты Скачок и Хатисна, в окрестностях села Попково и Брын-города и во многих других местах Брынских лесов появились скиты так называемых раскольников-белопоповцев и разных перекрещеванцев.

Шли годы, скиты перерастали в большие деревни,  которые потом государями России передавались в вотчины и поместья. В деревнях, где жили старообрядцы, появлялись старообрядческие молельные дома, которые практически и были первыми христианскими храмами. Тогда же в этих, почти не обжитых местах стали появляться и православные миссионеры, которые проводили со старообрядцами беседы о вере. И проповеди эти были небезуспешны. Многие раскольники стали отказываться от «старой» веры и принимать реформы Никона.

Всё возникшие в Брынских лесах входили в государеву казну, считались черносошными или просто казенными, потом передавались в окладные поместья или в вотчину. С появлением владельцев-помещиков, принявших реформу, в сельцах стали появляться и православные храмы.

(Фото1)

В 1722 году владельцем сельца Толстошеева стал Никита Никитич Демидов. Его отец Никита Демидович Антуфьев (Демидов) был ярым старообрядцем, но после встречи с царем Петром I он стал его большим другом и отказался от старообрядчества.

В 1736 году Никита Никитич на возвышенной части Горы, почти на берегу устроенного им пруда,  на территории приходского кладбища построил деревянную церковь во имя Преображения Господня с колокольней на столбах. Первым священником в этом храме был житель села Толстошеева Руф Емельянов,  который прослужил в ней до дня своей кончины в 1797 году, а с 1803 года его сын Иоанн Руфов стал вторым священником брынского храма.

В 1819 году владельцами села Толстошеева стали Рябинины, купившие его у Петра Демидова.

В 1827 году вместо колокольни на столбах Рябинины построили деревянную колокольню, на ней был установлен деревянный крест, отянутый медью. Тогда же А.М.Рябинин начал ходатайствовать о строительстве нового каменного храма.

«26 марта 1831 года по прошению действительного статского советника А.М.Рябинина от Преосвященнейшего Гавриила дана охранная грамота с утверждением плана на постройку вместо сей деревянной каменной церкви и оная новая церковь описанною архитектурой, вчерне совершена. Вся церковь покрыта железом, крест золоченый. Колокольня каменная зачата» 

Судя по тексту этого прошения строительство этого нового храма было начато гораздо раньше,  а в 1831 году он уже был построен и начато строительство каменной колокольни.

В 1846 году церковь была освящена во имя Преображения Господня в день Спаса и стала называться Спасо-Преображенской.  Новый храм имел вид двухъярусной ротонды из красного кирпича с двадцатью четырьмя белыми колоннами, установленными попарно. Нижний ярус храма имеет девять окон и три духовых двери, обитые железом. Верхний ярус имеет четыре полукруглых окна. Снаружи с северной стороны между западной и восточной дверями была устроена паперть из белого камня шириной четыре аршина.

Храм покрыт железом, окрашенными в коричневый цвет.  Венчает храм позолоченная маковка с крестом.  Под храмом находится пантеон. Вокруг церкви шестиугольная металлическая ограда на каменных столбах,  а внутри ограды для церковного сторожа был построен небольшой каменный дом, крытый железом.

В 1848 году в двадцати саженях от каменного храма было завершено строительство новой каменной четырехъярусной колокольни белого цвета с позолоченными маковкой и крестом. Колокольня имела восемь колоколов, самый большой из них весил 211 пудов. К 1911 году в этом колоколе появилась трещана, и он был перелит на колокол больший, весом 245 пудов.

Первым священником в новом храме был Андрей Предтеченский, а в 1868 году его сменил Дмитрий Иоаннович Рождественский. Дисконтом служил Никанор Михайлович Грушевский, а псаломщиком — Андрей Прохорович Пятницкий. В приходе насчитывалось 338 дворов.

Земля для церкви была выделена ещё помощником Никитой Демидовым во время строительства деревянного храма, и простиралась она от старого кладбища по нынешней Новой Слободе до поворота, включая и ныне существующее кладбище.  Вся эта территория относилась к церковной земле.

В 1868 году деревянный храм и деревянная колокольня сгорели. В том же году на церковной земле и на церковные средства для церковнослужителей был построен двухэтажный кирпичный дом. В этом же доме размещалась и церковная библиотека,  в которой насчитывалось более 800 томов церковной и светской литературы. На месте сгоревшего храма в 1870 году была построена каменная часовня.

В 1902 году при доме Толстых в селе Брынь была построена домовая церковь, освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери. Богослужение в ней совершали по найму господ Толстых священники, не имеющие своего прихода. Домовая церковь Толстых была прописана к Козельскому духовному правлению.

В трех верстах от храма в лесу Толстых в 1896 году была построена деревянная часовня,  а в 1911 году она бала пожертвована в собственность церкви. В 1912 году на церковной земле и на церковные средства для псаломщика был построен каменный дом.

(Фото2)

В 1846 году в Брыни была открыта церковно-приходская школа, а в 1891 году на церковной земле была построена новая деревянная одноклассная церковно-приходская школа по железной крышей. Здание школы обшито тесом и покрашено в красный цвет. Поселение Скачок было центром старообрядческой веры, а Гора — православной.

В поселении Татарском жили как старообрядцы, так и православные. Конфликтов между ними не было, жили в мире.

Старообрядцы села Брынь своего храма не имели, но был старообрядческий молельный дом, который существовал нелегально,  как правило в каком-либо частном доме.

Брынские старообрядцы имели своих священников, среди которых значатся Афанасий Яковлевич Щербаков,  1879 года рождения,  и Григорий Сергеевич Карпов,  1886 года рождения.

Как было уже сказано выше,  конфликтов между старообрядцами и православными христианами не было. Но в 1866 году старообрядцы решили построить небольшой молельный дом за огородом крестьянина села Брынь Ивана Гордюшина. Руководили строительством крестьяне скачковского участка села Брынь Дашонков и Маленьков. Для строительства молельного дома были приглашены из села Ясенок  плотники Григорий Плотников и Григорий Никитин. Средства на строительство этого дома вносили старообрядцы не только села Брынь, но и деревни Семичастное. Взносы были небольшие, кто сколько мог, от 20 копеек до полутора рублей. Самый большой взнос был от Сидора Степанова, который пожертвовал на строительство молельного дома 2 рубля.

Когда дом был построен и в нем уже проводилась служба,  нашлись «непримиримые борцы за православную веру», которые донесли в органы МВД о построенном молельном доме.

16 июля 1866 года крестьяне села Брынь Гордей Винокуров, Василий Ивкин, Иван Хлопотин и ещё несколько человек сообщили приставу 2-го стана Тутолмину о том, что в Брыни выстроена новая молельная.

Почти три года длилось расследование в связи с этим строительством. В результате всей этой судебной волокиты старообрядческий храм был передан в распоряжение Калужской земской управы, и дальнейшая судьба его неизвестна.

По факту этого строительства Калужская епархия направила в Брынь своего миссионера священника Дударева, целью которого было разъяснение значения реформы в православной церкви и приобщение старообрядцев к новой вере. После этих бесед многие пришли в лоно Русской православной церкви, но были и непримиримые. Особо ярыми работниками старообрядческий веры были Н.П.Сенин, М.П.Скопцов, Евлампий Мотылев и В.Н.Симкин. однако это не помешало всему брынскому сообществу жить в дружбе. Каждый исповедовали свою веру. Старообрядцы в Брыни есть и сейчас,  эта вера им передается из поколения в поколение.

После Октябрьской революции жизнь и деятельность жителей села Брынь пошла совершенно по другому руслу. Началась реконструкция всех властных структур как в центре,  так и на местах. В селе был создан Совет крестьянских и рабочих депутатов, и вся сельская власть перешла в их руки.  Менялась система правления, менялись все жизненные устои, существовавшие здесь десятилетиями и даже столетиями.

23 февраля 1922 года было принято постановление ВЦИК, в котором местным Советам предлагалось в месячный срок изъять из церковного имущества, находящегося В арендном пользовании приходов, все драгоценные предметы, содержащие золото,  серебро и драгоценные камни,  и передать все в органы Наркомфина. Изъять предлагалось только те предметы, которые не могут затронуть интересы культа.

Епархия с пониманием отнеслась к этому постановлению и получила священникам на местах передать часть имущества органам власти.  Кроме того, был создан фонд помощи голодающим.

Такие действия со стороны советской власти патриарх Тихон считал великим святотатством. Между церковью и властью возникли конфликты, порою заканчивавшиеся трагически. В середине 1922 года состоялся ряд судебных процессов по делу священников, препятствовавших изъятию церковных ценностей.

Многие священники, возмущенные действиями властей, организовывали сбор средств не в фонд помощи голодающим, а на восстановление храмов, а иногда и призывали к неповиновению властям. По стране прошли массовые аресты служителей культа. Этой участи не миновали и церковнослужители Спасо-Преображенской церкви села Брынь.

В 1934 году по распоряжению властей с колокольни брынского храма были сняты колокола. И тогда отец Сергий (Сергей Николаевич Люборосцев) нашел около железной дороги кусок рельса, повесил его на колокольне и в течение месяца таким способом имитировал звон колокола.

А 26 июня 1937 года церковь была закрыта совсем. 31 июля того же года С.Н.Люборосцев был арестован. 28 августа тройкой УНКВД СССР по Западной области он был осужден по «делу о контрреволюционной организации Сухиничского района Калужской области 1937 года» и приговорен по ст.58 п.10, 11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Срок наказания отбывал в Локчимлаге Коми АО, где и скончался от туберкулеза легких 10 июля 1938 года.

Трагически сложилась и судьба священника о.Александра (А.И.Смирнова), который первый раз был арестован 1 февраля 1930 года и осужден по ст.58 п.10 к 10 годам ИТЛ.  Срок свой отбывал во Владивостоке, Томске, Нарымском крае, а 1 февраля 1934 года досрочно освобожден за недоказанностью преступления. Вернулся в Брынь и с 1934 по 1937 год работал сторожем церкви,  а после закрытия её — пчеловодов в колхозе. 27 августа 1937 года он вновь арестован,  а на следующий день осужден по ст.58 п.10, 11 УК РСФСР за контрреволюционную деятельность и приговорен к высшей мере наказания.

Такая же участь постигла Алексея Васильевича Зерцалова, служившего в Брыни с апреля 1935 года по 27 августа 1937 года, председателя церковно-приходского совета Ивана Семеновича Титова,  священника страрообрядческого молельного дома в Брыни Григория Сергеевича Карпова.

А.И.Смирнов, А.В.Зерцалов и Г.С.Карпов были расстреляны 7 сентября 1937года в урочище «Калинов куст», что близ Сухиничей, а И.С.Титов умер в лазарете Локчимлага Коми АО 8 февраля 1938 года от сердечной недостаточности.

Так трагически закончилась жизнь последних церковнослужителей Спасо-Преображенской церкви. И с того времени храм стоял осиротевшим и безусловным на протяжении многих десятилетий.

Прихожанам Брыни ничего не оставалось,  кроме как собираться в частных домах,  где были иконы, и там молиться и исполнять христианские трубы. На Новой Слободе праздничные богослужения проводились в доме Меланьи Кондратьевны Щербаковой, а старообрядцы молились в доме Александры Васильевны Ефимовой. Храм был закрыт,  но христианскую веру «закрыть» невозможно ни запретами, ни разрушениями храмов, никакой антирелигиозной пропагандой. На христианской вере и вере в своё Отечество держится вся жизнь русского человека.

* * *

Дальнейшая судьба Спасо-Преображенского храма в Брыни была во власти складывающихся обстоятельств.  К началу Великой Отечественной войны все здания храма, хотя и без крестов, снятых после его закрытия, стояли в целости.

После освобождения села от фашистских документов по распоряжению командования Красной армии в 5 часов утра 5 мая 1942 года была взорвана колокольня, как утверждали военные, из тактических соображений. В то время линия фронта проходила всего в 18-20 километрах от Брыни. Село часто подвергали бомбежкам и артобстрелам, и колокольня служила хорошим ориентиром для противника.

В годы войны здание церкви было закрыто, а в церковной сторожке с 1942 по 1947 год размещалась типография Думиничской районной газеты «Ленинское знамя».

В двухэтажном церковном доме была районная больница, а в одноэтажном каменном церковном доме размещался райвоенкомат. Деревянное одноэтажное  здание церковно-приходской школы в 1943 году было разобрано и перевезено в Думиничи, установлено там на территории нынешней средней школы номер 1, с началом учебного года в нём разместилась Думиничская школа.

По окончании войны здание церкви пустовало, а в 70-х годах прошлого столетия использовалось как складское помещение колхоза имени Куйбышева.

(Фото)

Тогда же на месте окна в алтаре была прорублена дверь и устроена временная площадка для удобства погрузки и разгрузки зерна. Внутри церкви все росписи на стенах были заштукатурены и побелены. Незаметно исчезла ограда вокруг храма, а позже и железное покрытие купола и крыши. Каменная часовня на старом кладбище использовалась как жилое помещение. В ней жила одна из брынских семей, у которой не было собственного жилья. И хотя здание церкви использовалось как зернохранилище, но никто из руководителей не подумал о том, чтобы отремонтировать кровлю на храме. Со временем остатки железной кровли исчезли, и под влиянием дождей и скопившейся пыли на куполе образовался благоприятный слой для роста кустарников и даже деревьев. Во время дождей появились протечки,  начала разрушаться кирпичная кладка верхней части храма. Церковь имела полуразрушенный , удручающий вид, хотя имела статус объекта культурного наследия.

В 1996 году президент ООО «Компания РУС» города Калуги, уроженец Брыни Александр Анатольевич Васильков сделал первоначальный ремонт храма. Была подправлена наружная часть стен храма, накрыты оцинкованным железом верхний купол и крыша первого яруса церкви, установлены новые окна. И даже был установлен крест из нержавеющей стали. Храм был спасен от дальнейшего разрушения и подготовлен к началу реставрационных работ. Нужен был настоятель храма.

В 2000 году Александр Анатольевич Васильков на сходе брынских прихожан представил владыку Василия, не имевшего прихода, на место настоятеля брынского храма Преображения Господня, но он на это место не был утвержден. На сходе присутствовал отец Иоанн с целой делегацией своих прихожан, которые раскритиковали владыку Василия за то, что он принадлежал к числу так называемых «катакомбных» священников. Позже владыка Василий имел свой приход и церковь в Перемышльском районе, а брынский храм остался без настоятеля.

(Фото)

17 июля 2002 года архиепископу Калужскому и Боровскому Клименту было направлено письмо прихожан села, обсуждение которого состоялось на сельском сходе 15 июля 2002 года, с просьбой об открытии в селе прихода и назначении священника. И вновь Калужской епархией этотвопрос не был решен. Храм оставался без настоятеля, без хозяина.

После банкротства АПК «Брынский » появились новые владельцы брынской земли, которые летом 2009 года начали реставрационные работы в церкви. За лето была оштукатурена и покрашена наружная сторона верхнего яруса, покрыта крыша нижнего и верхнего ярусов храма, установлены позолоченные луковица и крест на церкви. Храм начинал приобретать свой первозданный вид. Работы велись по проекту московской организации «Проектстройсервис». Финансировала работы по восстановлению храма одна из совладельцев брынской земли богопослушная, православной христианской веры, руководитель московского фонда «Преображение» Елена Анатольевна Айвазян.

В октябре 2011 года Спасо-Преображенской храм в Брыни посетил архиепископ Калужский и Боровский Климент, который остался доволен проводимыми восстановительно-реставрационными работами и обещал определить в храм священника. Решением администрации района для священника была выделена резервная двухкомнатная квартира.

В октябре 2013 года Калужская епархия обрела статус митрополии, и вся Калужская митрополия разделена на три епархии — Калужская, Козельская и Песоченская. В Козельской епархии 7 округов (благочиний), в том числе третий Думиничский округ (благочиние), в состав которого входит и брынский Спасо-Преображенский храм.

К тому времени ремонтно-реставрационные работы практически прекратились из-за отсутствия электроэнергии. Сказались чиновничьи проволочки районных электросетей. Нет священника,  нет и старость, а без хозяина и храм стоит как сирота, но прихожане села Брынь все-таки надеялись на обретение своего пастыря, а с ним и скорейшее восстановление храма и прихода.

А пока духовное оформление прихожан села Брынь осуществлял священник думиничской церкви Космы и Дамиана отец Иоанн. Он исполнял духовные православные требы брынских прихожан, но церковные службы проводились всего два раза в году  — в дни Крещения и Преображения Господня. Для брынских прихожан этого было явно недостаточно. Люди тянулись к общению с Богом, молились за скорейшее восстановление своего храма, и молитвы эти были услышаны.

28 мая 2015 года клирик храма Космы и Дамиана иеромонах Никон (Харьков) был назначен настоятелем храма Преображения Господня в Брыни. С этого дня в Брыни началась совершенно  другая духовная.  Прихожане приносили в храм иконки и иконы, разную церковную утварь. И хотя внутри храма стояли строительные леса, стены были закопчены и обшарпаны, служба проводилась регулярно, два раза в неделю, прихожане молились за скорейшее восстановление храма, и молитвы их дошли до Бога.

Отец Никон оказался человеком энергичным и способным понимать души людей,  вселял в них веру. При нем началась активная работа по восстановлению храма. Всего за два года на пожертвование прихожан был произведен ремонт стен внутри храма, подведена электроэнергия, установлена индивидуальная газовая котельная и звонница. Появились и благотворители. На пожертвование одного из благотворителей, который пожелал остаться неизвестным, была приобретена церковная утварь, а жительница Москвы, уроженец села Брынь А.С.Козлова пожертвовала 250000 рублей на устройство алтаря и ограды. На средства москвича А.С.Коршунова была изготовлена и установлена в храме престольная икона «Преображение Господне».

Благодаря активной деятельности отца Никона с помощью прихожан и благотворителей к концу 2016 года храм приобрел радующий душу вид. Тепло, светло и уютно.

22 апреля 2017 года епископ Козельский и Людиновский Никита совершил малое освящение возрожденного храма и затем первую Божественную литургию.

В 2018 году при храме была установлена колокольня (звонница) с электронным включением колоколов.

1 декабря 2020 года настоятелем храма Преображения Господня назначен иерей Андрей Товмасян.

С молитвами и Божьей помощью планы по ремонту и восстановлению храма осуществляются, а храм продолжает жить полной духовной жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

2015 год

DSCN1423 IMG_6399

купол

купол

храм июнь 2016

 

март 2016 март 2016 DSC00164 DSC00170 DSC00180 DSC00181

 

img_6484 dsc02423dsc02426dsc02429